Так или иначе, стоит признать, что вопрос «родины» как фундаментального понятия условий творческого процесса остается неосмысленным. Девятого мая по доброй отечественной традиции ели шашлык. Пребывая под впечатлением просмотренного «Бумажного солдата», я предложил для общения тему: «Россия и русскость». Беседа потекла по законному руслу. Два журналиста, как водится, умело критиковали Россию, два актёра (весьма неумело и непоследовательно восторгались феноменом русского элемента в Достоевском). Драки не было. Два дня думал над этим и пришел к выводу, что в современном мире понятие родины напрочь утратило свой национально-этнический вкус. Здравомыслящий человек не может принять кокошники, ряженых казаков, балалайки и прочее как действующую национальную идентификацию. С другой стороны, понятие родины крайне нуждается в символическом обрамлении. Именно вокруг символов нашей Родины идет весь политический спор русской современности. В то время, когда ковбойские сапоги и шляпа остаются несменными патриотическими знаками США, самурайский меч – Японии, сало – Украины. Россия как всегда оказалась не у дел, разве что «водка» не утратила своей символической актуальности. Есть правда ещё православие, но что это: патриотический символ или Путь к Богу? Возможно ли их соединить, или одно исключает другое? И возможно ли поклоняться правильно Тому Самому Богу, Кто Своей Смертью и Воскресением стёр все национальные и прочие различия между людьми?
"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" Кол. 3:811.