суббота, 9 января 2010 г.

Речь о Боге; музыка; Гарри Гродберг ...и "немцы"









Карл Ранер представляет пространство понятия человек, как единственно продуктивное для понимания понятия «Бог». Ранер остается верным «антропологическому повороту», т.е. подходу христианских авторов, которые, начиная со св. Августина и его объяснения тринитарных аналогий, хотят понять Бога, человека и вселенную, исходя из человека. Епископ Гиппона был уверен: Ambula per hominem et pervenies ad Deum (иди бегом по пути человека и придешь к Богу). Один из хороших знатоков богословия Ранера, И. Санна пишет: «Намерением Ранера было вернуть Бога человеку и человека Богу, примирить антропоцентризм с теоцентризмом. Антропологический вопрос для него на самом деле – вопрос о Боге, в той же мере, в какой вопрос о Боге является антропологическим вопросом». Такой подход был востребован культурной ситуацией XX века, когда идеологии и тоталитарные системы уничтожили подлинное понимание человека – именно потому, что потеряли понимание Бога. Ганс Урс фон Бальтазар отметил опасность такого мышления. Очень важную мысль он указывает во второй части своей знаменитой трилогии. Его «Теодраматика»[1] строится на фундаменте убеждения, что: «явление Бога во Христе никоим образом нельзя рассматривать как некую манифестацию, за которой следует свободный ответ человека. Внутренняя драматичность формы Божьего самооткровения побуждает искать единство конечной свободы человека и бесконечной свободы Бога в самом акте теологического откровения»[2]. Карл Барт утверждает, что «не всякие человеческие слова говорят о Боге. Вероятно, это было возможно и должно было быть так, и нельзя принципиально обосновать, почему это иначе. Собственно, не должно было бы существовать никаких профанных слов, а, в конечном счете, только речь о Боге, потому что Бог есть Господь, от которого мы происходим и к которому мы устремлены, и потому что реальности и истины, отличные от Него и от нас самих, те реальности и истины, которые и составляют конкретный повод и предмет человеческих высказываний, также происходят от Него и устремлены к Нему».[3] Не удивительно, что Барта, Кюнга и Бальтазара объединяет любовь к Моцарту. Люди давно поняли: что не возможно выразить человеческой речью по силам музыке. Возможно, только музыке и позволено говорить о Боге…
Гарри Яковлевич Гродберг сегодня дал единственный концерт. Вторая часть концерта - виртуозная интерпретация Баха. Бах – это уже ни личность, это та музыка, которой позволено говорить о Боге…
За чаем Гарри Яковлевич признался Стасу: «Я по-прежнему богоискатель…»



[1]Х.У. фон Бальтазар в книге "Теодраматика" предлагает модель богословия, построенного не как научная конструкция, а как драма
[2] Богословская антропология.
[3] Карл Барт «Цекровная Догматика»

Комментариев нет:

Отправить комментарий